Причина написания этого гайда - то, что обычно в играх такая роль, как саппорт, отсутствует ( особенно в паблик играх), или же недооценивается (несыгранные команды), хотя, если вы смотрите реплеи топовых команд, вы должны понимать, как важен хороший саппорт. Именно поэтому появилась идея написать этот гайд. Должен сказать, что это не прямая инструкция к действию, такую игнструкцию, как играть, что делать, никто не может вам дать - все зависит от каждой определенной игры, и, конечно, от команды. Никогда не забывайте, что вы не одиноки - с вами еще 4 тиммейта!
Цель этого гайда:
Этот гайд предназначен как для новичков, так и для более опытных игроков. Есть части, которые новичкам, возможно, покажутся немного непонятными, но не надо отчаиваться - главное это желание учиться и совершенствоваться.
Содержание:
1 - Выбор героя-саппорта
2 - Курьер
3 - Вардинг
4 - Инвентарь оппонентов
5 - Самопожертвование
6 - Вещи
7 - Стиль игры
8 - Выбор лайна
9 - Действие
10 - Спасение
11 - Что нужно/не нужно делать
12 - Информация и источники
13 - Заключение
14 - Реплеи
Выбор героя-саппорта:
Любой герой может саппортить (это предположение применимо и к другим ролям, например, течис может быть керри), но не все герои могут саппортить хорошо.
Выбор саппорта напрямую зависит от игры и от союзников. Например, если в команде есть герои, нуждаюциеся в деньгах, можно взять пушера - Течис, Котл, Раста. Если нужно больше гангов - например, Фуриона. Если союзники слишком уязвимые, нужны хилеры.
Пример:
Керри: Потма
Саппорт: Лион/Раста
Причина: если Потма плохо попадает стрелой, дизейбл решит эту проблему.
Керри: Сларк
Саппорт: Даззл/Омни
Причина: Сларк слишкой уязвимый и нуждается в хилере.
Керри: Мортред
Саппорт: Даззл/Котл
Причина: Хилер/пушер. Мортред нуждается в вещах, а также достаточно уязвимая.
Повторюсь - вы нигде не найдете рецепт для победы в каждой игре. Все мы люди, и поэтому каждая игра уникальна.
Курьер:
Первая важная роль саппорта. Никогда не допускайте, чтобы керри покупал курьера. Им нужны деньги для более важных вещей. Если керри покупает курьера, это значит, что стартовый закуп у него будет хуже, он будет хуже стоять на лайне, дольше копить на нужные вещи.
Вардинг:
Вторая важная роль саппорта в игре. Не буду подробно вдаваться в эту тему тут, про вардинг есть отличные отдельные гайды.
Вражеский инвентарь:
Смотреть вражеский инвентарь не совсем задача саппортов, это должен делать каждый, но саппорт должен обращать на это больше внимания:
Если вы видите у оппонента варды, нужно по возможности проследить место установки и уничтожить их.
Если у оппонентов появился гем, даст или другая важная вещь, нужно сообщить об этом всем тиммейтам.
Самопожертвование:
Я не имею в виду течиса, пуджа, абаддона. Суицид это поступок нуба, который убивает себя и ставит жизнь союзника под угрозу.
Самопожертвование возможно тогда, когда ваша команда получит взамен 2 или более убийства, или вы спасете этим 2 или более союзников. Единственное исключение - First Blood, если вы уверены, что вы умрете, но союзник сделает First Blood, делайте это. Фб стоит того.
Вещи:
Как вы, наверно, знаете, существует множество вещей для саппортов. Вы можете увидеть их ниже. Наиболее важные описаны подробнее.
Нужно заметить, что для саппорт не должен усердно фармить или стилить убийства, мотивируя это кем, что ему нужны вещи. Фармит - керри, саппортит - саппорт. Но в некоторых случаях возможны исключения, например, если срочно нужен шейкер с даггером.
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ]
Полезные вещи:
1 - Стартовые вещи
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ]
Эти вещи дадут достаточно ХП для выживания на лайне, и оставят золото на варды/курьера.
Примечание: Веточка дает самые дешевы статы в игре - всего 17 золота за 1 стат. Для сравнения, Ultimate Orb дает 1 стат за 70 золота, Gauntlet - за 50.
2 - Ring of basilius
Дает +3 брони в 900 AoE и хороший для старта манареген.
Всегда переключайте кольцо в режим "Heroes Only", только если вы не хотите раннего пуша. Иначе ваши крипы буду сильнее вражеских, и вы все время будете под башней оппонентов, а это значит бОльшая вероятность ганга и трудный фарм.
Примечание: ауры не складываются с аурами брони Assault Cuirass, Vladmir's Offering или с другими Ring of Basilius, но складываются с аурой брони Enraged Wildkin'а и с аурой манарегена Crystal Maiden.
3 - Eul's Scepter of Divinity
Надежный дешевый дизейбл. Не самый лучший, потому что нельзя атаковать цель, но в замесах или в гангах перевес в 1 героя всегда важен. Если сильно захотеть, можно научиться уворачиваться им от, например, стана, который должен был вас убить. Также, +20 к скорости бега и манареген никогда не помешают.
Примечание: Убирает баффы, это можно использовать, если у вас есть Wind Walk, и оппонент использовал Dust, вы можете убрать бафф от Dust и спокойно уйти в Wind Walk.
Вещь названа в честь самого первого разработчика Доты, тогда еще Aeon of Strife. Также, нынешний герой Magina, The Antimage когда-то назывался Eul, The Mage Slayer.
4 - Force Staff
Дает способность быстро менять положение, очень полезно в замесах, в гангах. Вам, как саппорту, не нужно начинать замес, вы должны быть там сразу после инициатора и помогать всем, чем возможно.
Примечания:
1) Двигает любой юнит на 600 точек в направлении обзора юнита.
2) Не сбивает действие цели.
3) Двойной клик на Force Staff передвинет самого героя.
5 - Kelen's Dagger of Escape
Нужно ли тут что-то говорить?
Блинк дает маневренность и мобильность. Можно использовать в комбинации с Еулом - циклон на себя и сразу после приземления блинк.
6 - Guinsoo's Scythe of Vyse
Лучший дизейбл в игре. Уменьшает скорость бега од минимальной (100 ms). Дает отличный манареген. Но достаточно дорогой и трудно копить на составные части, поэтому для саппорта опционален.
7 - Ghost Scepter
Обычно керри наносят мало магического урона, особенно в поздней игре, полезно для сопротивления вражеским керри, +7 к статам также неплохо.
Блокирует следующие заклинания
Код:
[off]Acid Spray (не наносит урон)
Unstable Concoction (не наносит урон, только стан)
Quill Spray (не наносит урон)
Adaptive Strike (не наносит урон)
Earth Bind (нет эффекта)
Venomous Gale (не нанесет начальный урон, только замедление и урон раз в 3 сек)
Heat Seeking Missile (нет эффекта)
Diabolic Edict (нет эффекта)
Shadow Strike (не нанесет начальный урон, только замедление и урон раз в 3 сек)
Charge of Darkness (дает обзор цели и прибегает к ней, стан не действует)
Anchor Smash (нет эффекта)
Meat Hook (двигает, не наносит урон)
Backstab (нет эффекта)
Poison Attack (не наносит урон)
Suicide Squad, Attack! (не наносит урон)
Blade furry (не наносит урон)
Omnislash (не наносит урон)[/off]
Стиль игры:
Никогда не идите соло! Саппорт не нуждается в лишнем опыте так, как керри. Всегда покупайте варды, даст, гем, лечилки, пузырьки маны и ТП. Покупайте курьера и рецепт птицы. Снова покупайте варды, если у вас достаточно денег, купите еще вардов. Это - ваща наиболее важная задача в игре. Проверяйте вражеский инвентарь.
В замесе - ждите, пока ваш/вражеский инициатор не начнет замес, после этого вы необходимы там. Саппорт должен быть вторым в замесе. Помогайте своему инициатору - хилом, дизейблами, баффами.
Если вы дизейблер, то будьте готовы к тому, что вы будете у оппонентов наиболее приоритетной целью (возможно, после вашего керри), так что используйте все свои спеллы/вещи как можно быстрее. После этого, если вы живы, не бросайтесь бездумно дальше, нужно немного отойти и ждать, пока спеллы/вещи не будут готовы опять.
Знание приходит с опытом. Важно знать, на кого и когда кидать дизейбл, когда отойти и когда возвратиться, когда нужно блокировать путь противнику, чтобы спасти жизнь союзника (возможно, ценой собственной жизни).
Если вражеские керри слишком сильны, то нужно дизейблить в первую очередь их, чтобы убить всей командой.
Если рядом нет инициатора, вы сами можете начать замес дизейблом.
Использование массового хила: когда один ваш союзник должен умереть, или когда у большинства союзников менее 50% хп. Не нужно тратить AoE хил на одного героя, если его жизни ничего не угрожает. Это правило, естественно, не действует на одиночные хилы, а также на спеллы с маленьким кулдауном, например Shadow Wave.
Выбор лайна:
Идите мид только с кем-нибудь, в других случаях оставьте мид для солиста. Если вам нужно играть аккуратно и вы не планируете много гангать, выбирайте легкий лайн. Если у вас рендж герой, всегда идите с мили-героем. Если у вы рендж, а другие 3 героя (кроме соломидера) - мили, идите на тяжелый лайн, чтобы двух мили было легче.
Саппорту не нужно много золота, как партнеру на лайне, особенно если это керри, так что сосредоточтесь на добивании своих крипов и харассе оппонентов.
Действие:
От саппорта требуется всегда быть в действии - нужно постоянно следить за положением на карте, быть во всех замесах. Как минимум на 2 вардспотах должны стоять варды. Сделите за миссами и сообщайте тиммейтам. Сигнальте, если увидели на карте врага неподалеку. Покупайте свитки ТП и лечилки, если союзник просит об этом. Также вы должны купить рецепт птицы на 3-4 волне крипов.
Спасение:
Спасайте своих тиммейтов, блокируя оппонентам передвижение моделью своего героя. Понятно, что враги заинтересуются вами, так тчо неплохо бы иметь на этот случай форс стафф/еул/даггер.
Что нужно/не нужно делать:
Нужно:
1 - Покупать курьера.
2 - Покупать варды (Observer и Sentry).
3 - Покупать даст (или гем).
4 - Добивать своих крипов как можно больше.
5 - Харассить оппонентов как можно больше, но не гонитесь, только если не хотите убить.
6 - Следить за картой.
7 - Еще раз покупать варды!
8 - Всегда иметь при себе ТП.
НЕ нужно:
1 - Нельзя много ластхитить, золото нужно не вам, а керри.
2 - Не нацеливаться сразу на дорогие вещи, помните - деньги вам нужны на ТП, варды, даст.
3 - Не начинать замесы.
4 - Не стилить! никогда. Даже если вы практически убили кого-либо, а ваш керри недалеко, оставьте килл ему.
5 - Не думайте, что, прочитав этот гайд, вы станете хорошим саппортом.
Информация и источники:
Каждый хороший дотер должен знать механику Доты. Неважно, предпочитаете вы играть саппортом, керри, или гангером. Советую вам ознакомиться с [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ]
Заключение:
В первую очередь, хочу сказать спасибо IceFrog'у (ну, понятно за что), а также тех, кто читает этот гайд. Отдельную благодарность хочу выразить этим людям: Lycan, Luminous48, LEMONS и Phthalocyanine за их гайды.
Реплеи:
Вот 2 хороших реплея (возможно, надо будет скачать Доту версии 6.67c)
1 - [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ]
2 - [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ]
Я несогласен на счет вича,т.к считаю его хорошим дд,как сапорт он неочень из-за хилого повера хилки на лоу левеле и недостаточно долгого стана,керри даже убежать неуспеет в случае опастности...хотя у каждого свое мнение.
вич должен быть саппортом, но никак не из за хилки, хилка качается на 1, а то и вообще не качается в начале
венга тоже хороший дд, но делают из нее саппорта в серьезных играх
Я привык играть за витча как за дд,лотар +ульт это норм ганг,конечно же он дд до середины-конца мида,потом начинают гангать настоящие дд,которым это от природы дано
Перед лотаром лучше собрать дагон и после того как наложить на смертника травилочку сразу пыхтануть дагоном в лицо - это будет вероятный килл...
Да, дагон вещь вичу незаменимаю, как и некролиту.А что насчет саппортов, то неплохим саппортом есть чен, ну пряморукий конечно)Правильный чен - это и стан и + к скорости всей команды, и сеть .По мне чен как раз создан для саппорта- масс хиллка, телепоорт на базу, замедления и орава животных